Готовим к школе... родителей
Подготовка к школе ребенка
- это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих
родителей. Кроме шуток: когда в одном садике задали вопрос, какая
проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители
ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами…
А собственно, в этом
нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка,
потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника.
Это тоже важный этап, требующий подготовки!
Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от
детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо
больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за
него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься
- в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого, опять же, не лишайте
ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество.
Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и
не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает).
Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что
ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш
способен договариваться на такие темы.
Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею
пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок
сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А
для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим
надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется,
все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного
на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному
на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные
принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно
добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка
смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет
тринадцать…
Потом, готовясь стать родителями школьника, подумайте и о до сих пор
сохранившемся диспуте: кто должен воспитывать ребенка - семья или школа?
Школа, как правило, будет всячески отбояриваться от воспитания вашего
ребенка, говоря, что ее цель - только дать знания, а уж вы… Честно
говоря, что бы ни думали по этому поводу педагоги, их можно понять: они
в рамках учебной-то программы не успевают планы и отчеты писать! Вообще
"правильный ответ" на этот вопрос логически можно сформулировать так: в
воспитании участвуют одновременно и семья и школа, и вся прочая
окружающая жизнь. И то, что имеет место противопоставление школы и семьи
- уже само по себе не очень хорошо.
Поэтому как минимум половина дальнейшего воспитания остается на вас, в
семье (а как же, собственно, иначе?) Как минимум, "за вами" - задача
развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его
психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям,
умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей
агрессии). В частности, "бунтарский дух", так умиляющий многих
родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно "ставить на
место". Учителя - в административном порядке, а дети - с помощью
обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к
учебе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, мы говорили о
том, что в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального
подхода. Но пожалуй, в школе одно из основных умений - не теряя
индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…
Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к
грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка
стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с
другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что
бы то ни стало свою правоту. Да, есть такая поговорка: "Из двух спорящих
виноват тот, кто умнее". Так разрешите ребенку иногда именно так стать
умнее: да, в принципе учителю можно в ответ показать кукиш, но в
кармане. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется
дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные
чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.
И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть,
одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе
покажут!.. Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом
случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно…
Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в
дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы
жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о
чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то
информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" -
это уже более действенная мотивация.
Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать
возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это
необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (и то
практически во всех школах в первых классах сейчас уроки примерно по 30
минут, причем с "физкультурной минуткой" посреди урока, да и к поведению
первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их
сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество
обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это
делается постепенно (и кстати, столь же постепенно увеличиваете
требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет
решена без особых травм для малыша.
Есть и еще одна причина тайной боязни родителей того времени, когда их
ребенок пойдет в школу: в общем-то, бессознательно этот момент
воспринимается как еще одна ступенька… к старости родителей. Ведь когда
ребенок рождается - независимо от возраста его родители называются
"молодыми". Когда женщину спрашивают, сколько ей лет, а она отвечает,
что ее ребенок только пошел в детский сад - тоже понятно, что она еще не
старая, раз у нее отпрыск не очень большой. А когда мама (чаще это
волнует мам, нежели пап) про себя понимает "Боже, у меня ребенок уже в
школу ходит" - то неважно для ее бессознательного, в какой класс - в
первый или в десятый, все равно иная мама тут же ощущает, что теперь уже
и до внуков недалеко. И как бы жизнь ее практически закончена… Это
ощущение тоже нередко отчуждает родителей от детей именно в процессе
начала учебы - то есть тогда, когда ребенку больше всего нужна
родительская поддержка.
Таким мамам (и папам) можно посоветовать как минимум помнить, что
ребенок идет только в ПЕРВЫЙ класс. И для него только все начинается -
если хотите, можете называть себя четко родителями первоклассника. А
вообще такое ощущение - повод для того, чтобы самой маме поговорить с
психотерапевтом!
Дата публикации:
19 октября 2006
Автор статьи: Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик
Источник:
Сайт Нарицина Н.Н.
|